Практика вождения: кто научит водить машину?

Папа? Муж? Брат? Друг? Кто обычно учит водить машину? Всегда ли хорошо учиться водить с родственником? Почему инструктор по вождению - это для обучения практике вождения целесообразнее, чем просто "человек, который умеет водить"?

Для начала - история из жизни. Учились вождению две подружки. Пошли в автошколу, походили на теорию, потом пришло время практических занятий. Обе попали к одному инструктору. Первая рассказывает: он все время кричал, психовал, матерился; сплошной ужас, никакой пользы; пришлось потом доучиваться - после долгих поисков нашелся хороший инструктор по вождению, который научил водить. Вторая подруга рассказывает: нормальный инструктор нас учил, вполне спокойный. Первая подруга недоуменно переспрашивает: "Он же орал, как придурок. Как это "нормальный"?" Вторая отвечает: "Меня до этого папа учил, он так кричал, что у меня уши закладывало и слезы текли". Хотя позже ученице номер два, формально удовлетворенной занятиями, тоже понадобился инструктор по вождению: после "занятий" в автошколе отсутствовала практика управления автомобилем как таковая. Это было давно, надеемся, сейчас такое случается реже.

Как учит инструктор по вождению

Ключевое слово - "учит". Он должен уметь учить, то есть, передавать свой опыт (которого, по законодательству, у него должно быть более трех лет в анамнезе - минимум три года требуется постоянно водить транспортное средство соответствующей категории). Человек, обучающий практике вождения, должен понимать: вы не постигнете все сразу, навык будет формироваться постепенно, следовательно, нет смысла кричать из-за невключенного поворотника, неконтролируемых попыток съехать вбок или слишком робкой езды. Ученик не умеет, практика вождения отсутствует, ведь раньше он этого не делал или делал очень мало. Задача инструктора - сделать так, чтобы ученик освоил основы, привык к автомобилю и довел базовые навыки до автоматизма.

Насчет автоматизма: есть исследования, которые доказывают, что он при управлении автомобилем достигается через семь лет вождения. Большинство водителей утверждают, будто года через два-три они уже ездят с "выключенным" мозгом, то есть, автоматически. Еще немножко статистики: 96% водителей считают, что водят машину отлично. Но реально из этих 96% менее половины водят прилично или хорошо. Это к вопросу об автоматизме. Бесполезно себя обманывать: до достойного вождения начинающему водителю далеко, но практика вождения с каждым днем повышает водительские компетенции.

"Свой" или "чужой"

Редко родной человек может оказаться хорош в обучении вождению. Если папы бывают более менее терпимы к своим детям, то мужья обучают своих жен вождению безжалостно и беспощадно. Исключения случаются, но они только подтверждают правило: мужчина не особенно сдерживает свое раздражение и нервозность, обучая жену вождению. Его раздражает все: водит она плохо, слишком долго учится, запоминает с одного раза плохо, с двух раз тоже никак, портит машину... Если у вас было приблизительно так, перестаньте думать, что ваш супруг - монстр или негодяй. Попросите, пусть поездит с вашей знакомой, а потом узнаете от нее, насколько он терпелив, вежлив, внимателен, шутит в критических ситуациях. Это реальность: наше раздражение достается близким, но для чужих мы умудряемся оставаться другими людьми без особого напряжения. С этим проще смириться и призвать в помощь для освоения практики вождения совершенно чужого человека - инструктора. Преимущества - очевидны:

Для него обучение новичков - работа. Никто же не кричит на клиентов, работая в банке, хотя они иногда ведут себя раздражающе.

Хороший инструктор морально готов к страданиям своего автомобиля.

Тот, кто имеет большой опыт обучения вождению, хорошо знает, чего ожидать от каждого ученика, он будет усложнять задачи постепенно. Если вам вдруг покажется, что вы туговато соображаете или слишком медленно учитесь, он найдет короткую убедительную формулировку, объясняющую, что все оптимистичнее, чем может показаться.

Инструктор не боится сидеть на пассажирском месте рядом с учеником - в отличие от морально неподготовленного мужа, который через минут тридцать езды с вами продавливает сквозную дырку в полу машины. Автомобиль для обучения оборудован дополнительными педалями, благодаря которым ученик остановится на красный светофор, если "провтыкает" тормозить. Поэтому для новичков обучение на автомобиле инструктора, оборудованном "вторыми педалями" - более продуктивное, а для обучающего - менее стрессовое.

Практика вождения нарабатывается и на автомобиле ученика, но дайте возможность опытному наставнику решить, когда стоит перейти к таким занятиям.

Вокруг вас есть множество людей, которых научили водить родные или друзья. Но если у вас получилось по-другому - расслабьтесь. Обучение будет стоить вам денег, но вы побережете нервы, учась водить машину. И да пребудет с вами хороший инструктор по вождению!