Правильная посадка за рулём

Первое занятие по вождению в автошколе неспроста начинается именно с обучения правилам посадки в водительском кресле. Правильно выбранное положение водителя за рулём позволяет не только облегчить управление автомобилем и снизить утомляемость, но и значительно повышает безопасность езды.


Правильное положение спины

правильная посадка за рулем


Сидя за рулем, водитель должен чувствовать себя комфортно и расслабленно. Для этого его спина должна полностью соприкасаться со спинкой сидения. Это не означает, что можно развалиться в кресле, едва выглядывая из-за рулевого колеса. Вот какая посадка будет оптимальной для спины: лопатки и поясница прижаты к водительскому сиденью, спина остается прямой, максимальный угол наклона спинки по отношению к подушке сидения составляет 90-100° (но не больше 110°!) Нежелательно садиться на край сидения или склоняться над рулем.Это не только вызывает боль в спине. Самая большая опасность такого положения - скованность движений рук, что мешает управлению автомобилем. Когда спина и шея ровные, у водителя остается достаточно свободы движений, он может, не поворачивая головы, посмотреть в левое боковое зеркало и зеркало заднего вида, ему хорошо видно правое зеркало, и ничего не сковывает движения рук при маневрах.





Расстояние до руля

Одна из самых частых ошибок в положении за рулем – ровные руки. Водить машину выпрямленными руками, во-первых, неудобно, а во-вторых – опасно. Опасность заключается не только в том, что напряженными выпрямленными руками неудобно правильно крутить руль, но и в том, что при столкновении это может привести к тяжелым переломам. Правильное положение за рулем - с немного согнутыми в локтях руками. Чтобы рассчитать верное расстояние от руля до водителя, нужно, не забывая о правильном положении спины, запястье вытянутой руки положить сверху на рулевое колесо. Когда после этого вы возьметесь за руль в нужных точках, локти будут немного согнуты, что обеспечит максимальную свободу движений во время управления. Чтобы правильно расположить руки на руле, представьте себе циферблат часов, на котором стрелки указывают на «без пятнадцати три». Соответственно, левая рука – это минутная стрелка, а правая – часовая. За исключением очевидных ситуаций (например, переключение передачи или использование панели управления) обе руки должны быть на руле. Его не нужно сжимать изо всех сил или небрежно придерживать пальцами – оба варианта ухудшают контроль над автомобилем. Руль нужно держать без напряжения, но достаточно крепко для того, чтобы в любой момент быть готовым к маневру.


Положение ног водителя

Не важно, сколько у вас в машине педалей - две или три. Ваши ноги всегда должны быть слегка согнуты в коленях. Это позволит свободно доставать до всех педалей и координировать силу нажатия на них. При этом между рулевым ободом и ногами должна помещаться ладонь. Проверить правильное положение водительского сиденья и положение ног очень легко. Если у вас "механика", полностью выжмите сцепление, упираясь в спинк сиденья - в правильном положении нога должна остаться слегка согнутой в колене. При этом нажимать на педаль вы должны уверенно, а не доставать до нее только носком. На "автомате" выжмите одну из педалей «в пол», нога должна почти полностью распрямиться, но пятка при этом остается на полу.


Регулировка подголовника

Важно понимать, что подголовник – это не подушка для отдыха, а элемент безопасности, который в случае аварийной ситуации может предотвратить травму шейных позвонков. Середина подголовника должна находиться приблизительно на уровне глаз водителя.. Существует также мнение, что при правильной посадке между головой водителя и потолком автомобиля должен свободно помещаться кулак. Не всем водителям и не во всех автомобилях это удается из-за роста или особенностей машины, так что параметр высоты можно считать дополнительным.


Как правильно сидеть за рулём

  • Сядьте в кресло.
  • Выжмите педаль «в пол», чтобы отрегулировать сидение. Нога должна быть слегка согнута в колене при полностью выжатой педали.
  • Положите запястье сверху на руль и подгоните наклон спинки сидения.
  • Следите за тем, чтобы спина полностью соприкасалась со спинкой кресла.
  • Отрегулируйте подголовник: его середина приходится приблизительно на уровень глаз, вы полностью упираетесь в него затылком.
  • Отрегулируйте зеркала.
  • Пристегните ремень безопасности.
  • Заведите двигатель, поставьте руки на руле в положение «без пятнадцати три» и можете трогаться.


Правильное положение за рулем помогает водителю легче переносить долгие поездки в автомобиле и - что важнее - надежно контролировать машину, иметь хороший обзор и легко совершать маневры на дороге. Лучше с первого практического занятия по вождению правильно сидеть за рулем. Не поленитесь уделить этому внимание, задайте дополнительные вопросы инструктору и не спешите ехать, усевшись на водительское место: проверьте, удобно ли вам за рулем.


посадка за рулем



Мария, стаж вождения - 7 лет

"Когда я училась водить машину, инстинктивно всегда садилась ближе к рулю, почти упираясь носом в лобовое стекло. Казалось, что так и обзорность лучше, и в габаритах авто была больше уверена. Но не проходило и 15 минут, как спина начинала поднывать, да и руки уставали от напряжения. К тому же, как водитель-новичок я совершенно не замечала, что работа с рулевым колесом значительно усложнена и замедлена. Конечно, всему своё время, и довести до автоматизма свои навыки вождения, в которые априори входит корректная посадка за рулём, после одного-двух занятий не получится. Однако из своего опыта скажу, что не стоит вводить в привычку чрезмерную концентрацию, самое главное – расслабиться и, придерживаясь несложных правил, позволить себе максимально чувствовать автомобиль".





Иванна, стаж вождения - 1 год

"Инструктор на первом же занятии объяснил, как правильно сидеть за рулем, мне сразу показалось, что все вполне удобно. Но сначала - особенно в учебном автомобиле - было трудно каждый раз "подстраивать" под себя водительское место. Со своей машиной, конечно, легче. Я совсем неопытный водитель, езжу немного и только по "своим" маршрутам, но не раз ловила себя на мысли, что какого-то особого напряжения при езде не ощущаю именно благодаря правильной посадке. Один раз видела мужчину-водителя, который рулил абсолютно прямыми руками. Вообще не могу понять, как ему это удается. А как-то словила себя на том, что, пытаясь припарковаться, настолько вытянула вперед шею, что аж позвонки хрустнули. Муж спросил, что именно я так сильно хочу увидеть впереди, что чуть головой в лобовое стекло не ударилась. Было и стыдно, и смешно. Стараюсь больше так не делать."



За рулем должно быть комфортно

инструктор по вождению

Виталий Малашов, инструктор вождения

"Опытные водители в любой машине довольно быстро находят положение, в котором управляют автомобилем, не напрягаясь. У новичков уходит больше времени на то, чтобы настроить все под себя. Это не удивительно. Вы только учитесь водить машину, еще не почувствовали себя за рулем расслабленно, многие ситуации для вас связаны со стрессом, и вы просто не понимаете, как именно вам удобно сидеть за рулем. Обратите внимание на то, что "правильно" и "удобно" не должно противоречить друг другу. Ни руки, ни ноги никогда не должны быть полностью выпрямлены во время управления машиной. Вы не должны ударяться головой об потолок. Вам ни в коем случае не нужно держать руль с такой силой, будто вы хотите его сломать. И вам уж тоно не следует сидеть за рулем, вытянув вперед шею и оторвав спину от сиденья. Иногда ученицы говорят "мне так удобно". На самом деле вы просто еще не научились чувствовать габариты автомобиля, поэтому вам кажется, что обязательно нужно видеть край собственного капота. Но когда вы так сильно сосредоточились на капоте, у вас нет возможности следить за зеркалами. Если вы прижались грудью к рулю, вы просто не сможете его повернуть. Если вы схватились за руль мертвой хваткой, то вряд ли сможете рулить быстро. Правильно сидящий водитель уже завершит маневр, а вы только оторвете от руля пальцы. Будьте готовы к тому, что даже при правильной посадке вы не сразу почувствуете себя за рулем расслабленно. Это абсолютно нормально и не означает, что вы как-то неправильно сидите. Нужно с первых занятий выбирать правильное положение за рулем, чтобы к нему привыкнуть, а расслабиться сможете чуть позже."